Как известно, изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 15.06.2006 года № 125 З «О занятости населения Республики Беларусь», коснулись всех участников рынка труда. Продолжая разговор о законодательных нововведениях с заместителем начальника отдела занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Новополоцкого горисполкома Ириной ЕГОРОВОЙ, выясняем, какие коррективы были сделаны в отношении обязанностей нанимателей.
* * *
– Ирина Евгеньевна, новая редакция Закона о занятости населения Республики Беларусь направлена не только на поддержку высокой мотивации безработных к активному поиску работы. Также она призвана способствовать усилению ответственности за соблюдение законодательства о занятости – как безработных, так и нанимателей.
– Самое главное изменение коснулось срока, в течение которого наниматель обязан письменно уведомить органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест. Этот период существенно сократился. Если раньше сообщить о вакансии наниматель должен был в течение 2-х недель, то сейчас предоставить указанные сведения необходимо в течение 5 дней. Напомню, что за нарушение данного пункта в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены штрафные санкции от 5 до 20 базовых величин.
– То есть, актуальность информации банка вакансий Новополоцка при этом только возрастет.
– Еще один момент, который, на мой взгляд, значительно улучшит актуальность общегородского банка вакансий, заключается в том, что наниматели теперь обязаны информировать органы по труду, занятости и соцзащите о заполнении вакансий в тот же день. К слову, впервые определено само понятие свободного рабочего места (вакансии). Это предусмотренная штатным расписанием должность (профессия), которая не замещена работником, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора по данной должности (профессии).
В соответствии с новой редакцией Закона, наниматели обязаны уведомить службу занятости о предстоящем высвобождении работников не позднее, чем за два месяца (ранее подобного рода информация сообщалась только в случае массового высвобождения трудящихся). Реализация данной нормы позволит обеспечить оперативное прогнозирование численности граждан, потенциально нуждающихся в подборе рабочего места. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, уполномоченное должностное лицо нанимателя в направлении обязано сделать отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу, заверить данную запись личной подписью, печатью организации и вернуть направление безработному.
– Ситуация: допустим, работник подлежит увольнению в связи с ликвидацией организации или предупрежден о сокращении численности или штата работников. Может ли наниматель направить потенциального безработного на переобучение и при этом рассчитывать на компенсацию понесенных затрат?
– Органам государственной службы занятости населения предоставляется право полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения. Эта мера в республике уже использовалась, теперь она закреплена в Законе. Данная норма позволит обеспечивать опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, и их последующее трудоустройство, минуя стадию безработицы.
У нанимателей, привлекающих граждан на оплачиваемые общественные работы, также появилась возможность заключать не только срочные трудовые договора, но и гражданско-правовые. Это значительно упростит процедуру трудоустройства, а также снизит материальные и временные затраты кадровых служб нанимателей.
– Какие еще изменения законодательства о занятости коснулись нанимателей?
– Законом изменены возрастные критерии, при которых наниматели обязаны полностью возместить органам по труду, занятости и соцзащите затраты на переподготовку или повышение квалификации безработных, впоследствии уволенных в связи с сокращением численности или штата работников и не проходивших по последнему месту работы в течение пяти лет перед увольнением переподготовку или повышение квалификации (за исключением занятых на неквалифицированных работах, а также достигших возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин). Ранее предельный возраст составлял 45 лет для женщин и 50 лет для мужчин.