Елена Николаевна Петроченко. Фото И.Супроненка.Свою пресс-конференцию начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г.Новополоцку Елена Петроченко начала со сравнительного анализа. Доля города в консолидированных поступлениях области сократилась с 50 до 38 процентов. Если на 1 июня 2008 года складчина плательщиков составила без малого 719 миллиардов рублей, то теперь она упала да 631 миллиарда. Главная причина на поверхности: кризис. На глобальный негатив наложились отраслевые неурядицы. Падение цен на рынке углеводородов сказалось на сумме ввозного НДС и кошельке валообразующего "Нафтана". Присоединение к нему "Полимира" тоже, по мнению шефа городского фиска, имело бюджетный эффект со знаком "минус".

 

Комментируя структуру плательщиков, начальник инспекции МНС предостерегла журналистов от механического сопоставления общереспубликанских пропорций с новополоцкими. Гигантизм нефтехимического комплекса проецируется на бюджет. В каждых 100 рублях, им полученных, 87 – лепта "Нафтана". На податном поле с таким голиафом соперничать бессмысленно. Если его отчисления в бюджет снизились на 100 миллиардов, то их никто не компенсирует. Вопрос так и не ставится. Потому что у каждого субъекта налогообложения своя мера ответственности. В городе насчитывается 1159 организаций и 3577 индивидуальных предпринимателей. Это серьезная экономическая сила. Другое дело, что бумажное воинство заметно превосходит в числе реальных плательщиков. По словам Петроченко, подлежат ликвидации 134 организации, среди которых преобладают негосударственные структуры. С "ипэшниками" хлопот еще больше, это самая проблемная категория плательщиков. Практически каждый четвертый, назвавший себя бизнесменом, не спешит залезть в кузовок реального предпринимательства. С точки зрения инспекции МНС, это типичные "мертвые души".

 

Богатую пищу для размышлений дает привязка подати к роду занятий плательщика. Налоговая нагрузка варьируется от 23,3 до 1,2 процента. Чемпионы по минимизации отчислений в казну – частные транспортные организации вкупе с индивидуалами и представители негосударственной торговли, которые специализируются на оптовых операциях. Первая реакция на озвученные цифры – сочувственно-вопросительная. Государство у нас строгое. Жить безданно-беспошлинно просто так не позволит. Следовательно, бедуют люди, если взять с них нечего. И сколько их таких, интересно: десять? двадцать? Экономических камикадзе по определению много быть не может.

 

Оказывается, может. Частным извозом занимаются 210 субъектов налогообложения, оптовой и розничной торговлей – 1171. Если названным категориям плательщиков так трудно сводить концы с концами, то почему бы им не испытать себя, скажем, в промышленном производстве или на строительных лесах. В этих отраслях городской экономики и суммы налоговых отчислений впечатляют, и на зарплату людям хватает. То есть налицо та гармония между общественным и личным, именем которой налоговая инспекция стыдит нерадивых плательщиков.

 

Феномен работы себе в убыток тоже был упомянут в диалоге с журналистами. В Новополоцке, по словам Петроченко, 55 организаций, имеющих в графе "прибыль" прочерк. Спрашивается: для чего созданы эти потешные формирования? Для парадов на бумажном плацу? Для любования бутафорскими плюмажами? Тайна сия велика есть. Потому как нормальный бизнес всегда нацелен на прибыль. На этой – реальной! – базе стоит все. Расширенное воспроизводство. Социальные пакеты персонала. Имидж руководителя. Полюбовные отношения с бюджетом. А хронические убытки, как ни крути, форма легального иждивенчества. Набросал в отчетности образ казанского сироты – и живешь себе социально необремененным...

 

Налоговую службу такой порядок устраивать не может. Недогрузка одних перенапрягает других. Государство в любом случае платит по счетам своих обязательств, и опорой ему в устремлениях попечительства и кормления служат люди, приумножающие национальное богатство, а не проедающие его.

 

Внедрение в сознание налогоплательщиков очевидной в общем-то мысли требует дополнительных усилий. Не столько надзорных и карательных, сколько просветительских, направленных на повышение квалификации бухгалтерского корпуса. Не будьте счетоводами, говорит при встречах налоговая инспекция, осмысленно подходите к учетной политике предприятия! Хождение в народ дает свои плоды. В июне 2008-го в Новополоцке было 102 убыточные организации. В начале второго квартала текущего года – 91. На момент встречи с журналистами – 55. До идеала далеко, но двукратное сокращение плательщиков, зарывающих таланты (в смысле – деньги) в землю, безусловный успех блюстителей финансовой нравственности.

 

Главными цифрами пресс-конференции я бы назвал две. Рецессия лавиной накрыла значительную часть налогооблагаемой базы. Сумма продаж по городу в сопоставимых ценах сократилась в государственном секторе на 30 процентов, в секторах иной формы собственности – на 28. А есть мы меньше не стали, от большинства культурных потребностей тоже не отреклись. Бюджет попадает в ножницы желаемого и действительного и, следовательно, нуждается в повышенных мерах внимания. Иначе говоря, пора в срочном порядке начинать вскрышные работы в тех золотоносных районах, до которых у фиска в годы благоденствия руки не доходили.

 

Речь о теневой экономике, которая – цитирую Петроченко дословно – "в Новополоцке процветает". Красноречивый пример. За 2008 год более 400 предпринимателей, чья выручка превысила 20-кратную сумму уплаченного налога, дополнительно, как того требует законодательство, перечислили в казну около миллиарда рублей. Грянула либерализация, паузы между визитами налоговиков стали больше – и что же? А ничего, внезапная финансовая плесень так поразила доходы вчера еще преуспевающих плательщиков, что скоро они распишутся в полном банкротстве. Где было 400, там стало 100, где вдогон к основным платежам добавляли миллиард, дай бог получить сотню-другую миллионов. Вывод инспекции категоричен: шалят негоцианты! пускают выручку мимо кассы! Грешат этим все, но больше прочих те рыночные игроки, которые торгуют продовольствием, запчастями, другими товарами повседневного спроса. Выкладки кабинетных аналитиков подтверждаются оперативным мониторингом: присутствие налогового инспектора в конкретной торговой палатке волшебным образом увеличивает дневную выручку в 2–3 раза.

 

И это далеко не единственный резерв наращивания бюджетных поступлений. "Серая" экономика имеет в арсенале массу других способов манипулирования отчетностью. Создает собственник, к примеру, несколько предприятий под одним брэндом. В итоге – за счет перетоков товара и капиталов – от налогообложения укрывается до 50 процентов продаж. О масштабе злоупотреблений легко судить по упомянутому на пресс-конференции судебному разбирательству. По иску налоговой инспекции у фигуранта конфисковано 124 миллиона рублей выручки и товара на 25 миллионов.

 

И за державу обидно, подытожила диалог с представителями СМИ Елена Петроченко, и за имидж Новополоцка. Добровольные платежи в бюджет составляют здесь 99,8 процента. Это лучший показатель в стране. Но финансовых "зайцев", желающих безбилетно проехать в замкнутый и эгоистичный мирок личного благополучия, хватает. Налоговая служба намерена с ними бороться по законам кризисного времени. Имеющий уши да услышит!

 

 

 

Интернет-ресурсы