2 декабря 2010 года депутатским корпусом принят во втором чтении основополагающий документ в сфере образования – Кодекс Республики Беларусь об образовании.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Здановича В.М., который представил парламентариям этот законопроект в Овальном зале, принятие Кодекса позволит завершить процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, обеспечить стабильность системы образования и определить перспективы ее дальнейшего развития. Это даст нам возможность заявить о том, что в Беларуси возникла новая область права – образовательное право. Кроме того, проект может стать первым в мире документом подобного рода.
Документ структурно состоит из Общей и Особенной частей и включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей.
В Общую часть включены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования.
Содержание Особенной части структурно охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования, послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.
В проекте дополнен и уточнен понятийный аппарат системы образования.
Как отметил В.М.Зданович, согласно проекту Кодекса государственная политика в сфере образования основывается на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; обеспечения равного доступа к получению образования; поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства; государственно-общественного характера управления; светского характера образования.
В нашей стране каждый будет иметь право на образование. Для его реализации обеспечивается развитие сети учреждений образования, сохранение бюджетного финансирования, развитие системы кредитования граждан, получающих образование, равенство белорусского и русского языков в обучении. При желании обучающихся или их законных представителей могут создаваться группы, классы, детские сады, школы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства. Более того, при наличии условий образовательный процесс может полностью осуществляться на иностранном языке.
Образование – основное, дополнительное и специальное -можно будет получить в очной (дневной и вечерней), заочной формах, дистанционно и в форме соискательства, обучаясь по индивидуальном учебному плану, за бюджетные и собственные средства, средства организаций.
В проекте вводится понятие воспитания, перечислены его основные составляющие и их направленность. Среди них: формирование духовно-нравственных ценностей, гражданственности, патриотизма и национального самосознания, ответственности, трудолюбия, здорового образа жизни. Воспитание будет основываться на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, отражать интересы личности, общества и государства.
Создавать учреждения образования смогут не только белорусские субъекты, но и иностранные государства, иностранные организации, международные организации, а также иностранные граждане, если иное не определено законодательными актами, международными договорами.
Проект Кодекса дает возможность решить задачи обеспечения надлежащего качества образования и его доступности.
* * *
Уважаемые новополочане! В ходе подготовки документа было рассмотрено около 1,5 тысяч устных и письменных замечаний к проекту! И Ваши многочисленные поправки и предложения, которые вы подавали, также поспособствовали совершенствованию этого документа. Благодарю вас за активную работу над проектом.
Инна Антонова,
депутат Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь.