ТРИБУНА ДЕПУТАТА 

 

 

imagesНа заседании третьей сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь депутаты приняли в первом чтении проект Кодекса Республики Беларусь об образовании. Документ получил 96 депутатских "за" и только три "против". 

 

Основным докладчиком по проекту Кодекса в Овальном зале был заместитель Министра образования Казимир Фарино. Он сообщил, что при разработке этого документа учтены национальный законотворческий опыт, нормы международного права, требования унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации.

 

В проекте Кодекса решена задача системного регулирования отношений в сфере образования, а также в тех отраслях, которые тесно связаны с системой образования. В частности, закреплены нормы о дисциплинарной ответственности обучающихся.

 

Заместитель Министра рассказал, что структурно проект Кодекса Республики Беларусь об образовании подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть призвана закрепить основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений. В Особенной части устанавливаются нормы, закрепляющие специфику образовательных отношений на соответствующих уровнях образования: дошкольном, общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем и других.

 

В свою очередь председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович акцентировал внимание присутствующих на общих и частных проблемных вопросах в сфере образования, требующих законодательного решения. Он отметил, что проект Кодекса – это первый в Беларуси свод законов об образовании, который вводит новую отрасль – образовательное право. Документ основательный, однако он нуждается в доработке. Его нужно дополнить статьями по приоритетным и перспективным направлениям системы образования.

 

В проекте должны найти отражение вопросы развития новых технологий в образовании, среди них – активное использование технологии открытого образования (дистанционного), совершенствование материальной базы учреждений образования, системное изменение содержания образования в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда. В проекте Кодекса обойдены стороной некоторые общие и частные проблемы, требующие разрешения. Среди общих – понижение социального статуса педагогических работников. Ведь уровень безработицы среди выпускников вузов очень высокий, причем при наличии вакансий по рабочим специальностям. Также есть неопределенность взаимоотношений с религиозными незарегистрированными организациями, уменьшается число учащихся на белорусском языке, отсутствуют четко сформулированные требования к выпускникам учреждений образования. Кроме того, требуют более детальной проработки вопросы воспитательного процесса. В проекте это понятие рассматривается только по отношению к талантливым и одаренным детям, а также тем мальчикам и девочкам, которые оказались в трудной жизненной ситуации. А о том, как осуществлять воспитательный процесс с обычными детьми или молодежью, упоминания нет.

 

Что касается ступеней образования, в частности, дошкольного, председатель комиссии высказал общую обеспокоенность депутатов сохранением здоровья детей, которое может пострадать от активного внедрения в занятия урочной системы. Также необходимо разобраться с отпусками и заработной платой воспитателей и других специалистов системы дошкольного образования.

 

На уровне завершения общего среднего образования нужно навести порядок с отбором будущих педагогов, например, ввести для поступающих на педагогические специальности профессионально-психологическое собеседование или тестирование. Такую точку зрения высказал Владимир Зданович. В школу должен приходить не только профессионально подготовленный специалист, но и человек, готовый любить всех детей, уважать их мнение и терпеть все шалости. Понять мотивацию будущего педагога могли бы специалисты даже во время обычной беседы, а сейчас мы набираем учителей "вслепую".

 

Касаясь вопросов развития среднего звена, было отмечено, что сохраняется неоднозначное отношение общества к отмене профильного обучения, к десятибалльной системе отметок.

 

Не обошли в ходе заседания депутаты и темы репетиторства, привлечения учителей и учеников к внешкольным обязанностям, "добровольно-принудительного" сбора средств на нужды школ и многие другие.

 

Высшее образование в Беларуси стало практически массовым. Это и наша гордость и вместе с тем серьезная проблема. Рост числа дипломированных специалистов сопровождается общим снижением уровня их подготовки. И это уже не секрет. Ранее вопрос качества образования не ставился вообще, так как в вузы поступали самые подготовленные выпускники школ, а сейчас – чуть ли не каждый желающий. В итоге по причине неуспеваемости из вузов ежегодно отчисляются около 16 тыс. молодых людей. Увеличение числа студентов в белорусских вузах значительно превышает рост штатного персонала, особенно преподавателей, которые имеют ученые звания профессоров и доцентов. Статистика показывает, что в начале 2000 года на одного преподавателя приходилось около 10 студентов, а сейчас – почти 20. Это говорит о повышении интенсивности преподавательского труда, ведет к ремесленничеству и снижает качество.

 

Было отмечено также, что требуют законодательного решения проблемы экономической эффективности высшего образования, снижения темпов роста затрат на подготовку специалистов. До сих пор не внедрены отношения материальной ответственности вузов за качество предоставляемых образовательных услуг. А ведь введение таких норм могло бы повысить уровень учебно-воспитательной работы, ответственности студентов за получаемые ими навыки и знания.

 

Парламентарии затронули также темы профессорско-преподавательских кадров подготовки молодых управленцев, о которых в проекте Кодекса пока нет упоминания. А ведь кодекс, как основной свод законов целой отрасли, должен решать и эти проблемы.

 

После поступления проекта Кодекса для рассмотрения в Палату представителей депутаты разработали и предложили более 150 поправок. Учреждениями образования города Новополоцка уже внесено 16 поправок. Все они, а также более 200 поправок, что поступили от других лиц и организаций, будут рассмотрены и обсуждены при дальнейшей разработке проекта. До рассмотрения документа в следующем году у разработчиков, основным из которых является Министерство образования, будет время, чтобы учесть все предложения.

 

Депутаты планируют завершить подготовку Кодекса ко второму чтению осенью 2010 года.

 

Принятие Кодекса об образовании позволит завершить процесс формирования законодательства об образовании как полной, логически последовательной и эффективной системы правовых норм, приведет к упрощению правового регулирования и применения данных норм, совершенствованию правоотношений в сфере образования, повышению качества предоставляемого образования.

 

Уважаемые новополочане! С проектом Кодекса Республики Беларусь вы можете ознакомиться на сайте нашего города. Приглашаю вас к активному обсуждению проекта законодательного акта!

 

 

Инна АНТОНОВА,
депутат Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь
по избирательному округу №25.

Интернет-ресурсы