Заместитель министра образования Республики Беларусь Сергей Рудый. Фото А.Ободовой2016 год в Новополоцке стал отправной точкой в реализации пилотного проекта по апробации нормативного финансирования учреждений общего среднего образования. Эксперимент только набирает силу, но у педагогов города уже накопилось немало вопросов. Ответить на них вызвались представители ведомственных органов. На прошлой неделе в Новополоцк прибыли замминистра образования Республики Беларусь Сергей Рудый, начальник управления образования Витебского облисполкома Дмитрий Хома, разработчики проекта, директора учебных заведений, где эксперимент тестируется второй год. Во время круглого стола с директорами местных школ они подробно рассказали об особенностях нововведения и развеяли существующие слухи о возможном закрытии учебных заведений. Разговор получился открытым и заинтересованным.

 

В чем же суть проекта? Каждое учреждение образования будет получать финансирование в зависимости от количества обучающихся, величины коэффициентов и базового норматива, отметил в своем выступлении начальник управления перспективного планирования и образовательных стратегий НМУ «Национальный институт образования» Вячеслав Сулейманов. Сегодня базовый норматив на одного учащегося в год для города составляет почти 13 млн рублей, для сельских населенных пунктов – чуть больше 28 млн рублей. Что касается корректирующих коэффициентов, то они будут учитывать специфику реализации образовательных программ для разных ступеней обучения, вид учебного заведения и категории школьников, в том числе учащихся с особенностями психофизического развития. Получается, на каждую статью расходов заложены определенные денежные средства с учетом количества учеников. Чем больше обучающихся, тем больше финансирование.

 

А вот цель проекта – в повышении заинтересованности руководства учреждений образования в увеличении численности учащихся. Благодаря этому будут совершенствоваться механизмы финансирования общего среднего образования в Беларуси. «У нормативного финансирования есть три важных компонента, – подчеркнул Вячеслав Заирович. – Во-первых, прозрачность выделения денежных средств. Во-вторых, равенство – каждый ученик получает равный доступ к образованию независимо от того, в какой точке республики живет. В-третьих, экономическая эффективность использования бюджетных средств».

 

Пилотный проект реализуется в Беларуси второй год. В числе первопроходцев – город Барановичи. Здесь нововведение затронуло все учреждения образования. Руководитель гимназии №5 Татьяна Шестак, где учатся 1030 детей, рассказала, что пока ее учебное заведение только выигрывает от участия в проекте. Улучшилась материально-техническая база. Закуплено немало техники, в том числе компьютерной. Сделан ремонт в некоторых кабинетах. Изменилось штатное расписание. Теперь директор имеет право самостоятельно вводить дополнительную ставку или ее снимать. Самое главное, появилась возможность не функционировать, а развиваться. «Минусов мы не почувствовали, – добавила Татьяна Ивановна. – Их ощутили школы с низким количеством учащихся».

 

О том, почему в нынешнем году в числе участников проекта значится и Новополоцк, объяснил Сергей Рудый (на фото). Прежде всего, в городе фактическое расходование средств, направляемых на образование, выше, чем нормативное. Здесь на одного ученика тратится на порядок больше денег. Вторая причина кроется в том, что Новополоцк, как и Витебск, – город областного подчинения. Сергей Валентинович отметил, что сейчас идет период апробации проекта. Должно пройти 3–4 года прежде, чем нововведение будет внедрено. «Новополоцку нужно подходить к финансированию исходя из нормативов, – заострил внимание замминистра образования. – Конечно, руководство города может увеличить объем денежных средств на решение каких-либо важных задач или проблем. Вот только необходимость в дополнительных бюджетных средствах нужно будет обосновать. Помните, что при всех жестких теоретических подходах практика должна исходить из того, чтобы не навредить ни детям, ни их родителям, ни работникам школы».

 

 

Анна ОБОДОВА, "НС"

Интернет-ресурсы