ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

 

 

Ответственность индивидуальных предпринимателей, как и организаций, имеет специфику, связанную с тем, что размер штрафа находится в прямой зависимости от суммы налогов, сборов (пошлин), не удержанных и (или) не перечисленных в бюджет. Штраф на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя налагается исходя из определенных за весь подвергнутый проверке период сумм налогов, не удержанных и (или) не перечисленных налоговым агентом. При этом сумма налога, сбора (пошлины) исчисляется отдельно по каждому факту невыполнения или выполнения не в полном объеме в установленный срок обязанности по ее удержанию и (или) перечислению.

 

Так, в частности, на индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф за неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) – в размере 20% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 базовых величин.

 

При привлечении к ответственности за рассматриваемое нарушение не имеет значения способ его совершения: занижение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности или же неправомерное применение налоговых льгот, неправильное применение налоговой ставки и т.д.

 

Чтобы определить, действительно ли в деянии присутствует состав рассматриваемого правонарушения, важно учитывать, что считается днем уплаты налога, сбора (пошлины). В соответствии со статьей 46 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) днем уплаты налога, сбора (пошлины) признаются:

 

- день сдачи платежного поручения банку на перечисление причитающихся сумм при наличии на счете средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;

 

- день исполнения банком платежного поручения на перечисление причитающихся сумм, ранее не исполненного по причине отсутствия на счете средств, достаточных для исполнения этого платежного поручения в полном объеме;

 

- день внесения для перечисления причитающихся сумм наличных денежных средств в банк или организацию связи, либо в случаях, установленных налоговым законодательством, в иную уполномоченную организацию.

 

Налог, сбор (пошлина) не признаются уплаченными в случае отзыва плательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения, а также, если на момент предъявления в банк платежного поручения плательщик имеет иные предъявленные и неисполненные денежные требования, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке, и (или) не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех денежных требований.

 

Налоговое обязательство считается исполненным также и в день проведенного налоговым органом зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин) в счет погашения задолженности и (или) исполнения предстоящего налогового обязательства. Вместе с тем, при наложении административных взысканий излишне уплаченные (взысканные) суммы налогов, сборов (пошлин) не учитываются, кроме случаев, когда они до наступления срока уплаты налога в установленном порядке были зачтены в счет исполнения предстоящего налогового обязательства. Исключение составляют случаи привлечения индивидуальных предпринимателей к ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) по результатам выездных проверок.

 

Следует отметить, что состав рассматриваемого правонарушения имеет место не во всех случаях неуплаты или неполной уплаты сумм налогов, сборов (пошлин).

 

Так, состав правонарушения отсутствует при наличии одного из следующих условий:

 

1) плательщик своевременно направил поручение банку на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), а оно не было исполнено банком по причине отсутствия на счете достаточных средств;

 

2) плательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) (с внесенными изменениями и (или) дополнениями), в которой отражена подлежащая уплате или доплате сумма, и данная сумма уплачена до назначения выездной проверки.

 

Следовательно, чтобы выполнить второе условие, плательщику следует совершить оба действия: представить уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатить сумму налога, сбора (пошлины). Одного лишь предъявления к счету платежного поручения (как в первом условии) в этом случае недостаточно. Соответствующие суммы должны поступить в бюджет.

 

Рассматриваемое условие непривлечения к ответственности согласуется с положением пункта 7 статьи 63 Налогового кодекса, в соответствии с которым в период проведения выездной налоговой проверки налоговая декларация (расчет) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и дополнениями за налоговый либо отчетный период, подвергаемый проверке, не представляется. Таким образом, уточненные плательщиком (иным обязанным лицом) в период проведения проверки данные при подведении итогов проверки и наложении административных взысканий за допущенные нарушения приняты во внимание не будут.

 

Не применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 13.6 КоАП, и в случае, когда налоговая декларация (расчет) не представлена вовсе, но до назначения проверки плательщик представляет налоговую декларацию (расчет), и уплачивает причитающуюся сумму налога, сбора (пошлины).

 

Рассмотрим две ситуации:

 

1) налоговая декларация (расчет) представлена вовремя, налог уплачен несвоевременно, но до назначения проверки;

 

2) налоговая декларация (расчет) не представлена, налог не уплачен в установленные сроки, но до назначения проверки плательщик подает налоговую декларацию (расчет) (первоначальную, а не уточненную) и уплачивает налог (в обоих случаях изменения и дополнения в декларацию (расчет) не вносятся).

 

В указанных ситуациях ответственность, предусмотренная статьей 13.6 КоАП, не применяется, поскольку внесения изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) не требуется, а плательщиком до назначения проверки уплачен налог, т.е. приняты все предусмотренные законодательством меры по устранению допущенных нарушений. Обратим внимание, что во второй ситуации к плательщику применяется ответственность по статье 13.4 КоАП за нарушение установленного срока представления налоговой декларации (расчета).

 

В части первой пункта 7 Инструкции о применении административных взысканий приведена еще одна ситуация, при которой административные взыскания не налагаются. Согласно данному пункту меры ответственности не применяются, а пени не начисляются в случае, если неуплата, неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины) имела место вследствие отсутствия у плательщика к установленному сроку уплаты или вследствие непредставления в установленный срок в налоговый орган документов (в установленных случаях – их копий), обосновывающих отсутствие объекта налогообложения (в частности, право на применение нулевой ставки налога), если такие документы предъявлены должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, или представлены в налоговый орган до составления акта проверки.

 

Однако, ситуацию, когда отсутствуют объекты налогообложения, нужно отличать от ситуации использования налоговых льгот. В последней при наличии объекта налогообложения отдельные категории плательщиков обладают преимуществами перед иными плательщиками и такие преимущества позволяют им не уплачивать налог, сбор (пошлину), в частности, по причине освобождения от их уплаты (ст. 43 Налогового кодекса). Использовать налоговую льготу – право плательщика, которым он может и не воспользоваться. Если же плательщик решает использовать льготу, то в соответствии с пунктом 6 статьи 43 Налогового кодекса он должен представлять вместе с налоговой декларацией (расчетом) по соответствующему налогу, сбору (пошлине) сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также документы, подтверждающие право на льготы. Поэтому изложенное правило в случае использования налоговых льгот не применимо. При неправомерном использовании налоговых льгот (в том числе тогда, когда право на льготу в момент ее использования не было подтверждено документально), повлекшем за собой неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 13.6 КоАП.

 

Необходимо обратить внимание еще на один аспект применения норм статьи 13.6 КоАП. В соответствии с Положением о порядке возврата сумм налога на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 года №397 (с изменениями и дополнениями), образовавшееся у плательщика превышение сумм налоговых вычетов по этому налогу может быть зачтено в счет предстоящих платежей по налогу, исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам). Исходя из положения пункта 6 статьи 46 Налогового кодекса проводимый налоговым органом зачет является одной из форм уплаты налогов, сборов (пошлин), в счет которых проводится такой зачет.

 

Соответственно, при выявлении в ходе выездной проверки фактов необоснованного предъявления плательщиком сумм такого превышения к зачету налоговый орган не только аннулирует произведенный зачет как необоснованный (на сумму необоснованно зачтенного превышения), но и приходит к выводу о неуплате, неполной уплате плательщиком сумм налогов, сборов (пошлин), в счет которых был произведен зачет, с наложением штрафа по статье 13.6 КоАП. Выявление факта произведенного зачета, его аннулирование и фиксация факта правонарушения производятся на основании данных лицевых счетов плательщиков, т.е. камерально.

 

Следует отметить, что при применении мер административной ответственности за налоговые правонарушения действуют особые правила учета смягчающих обстоятельств. Эти правила установлены в статье 7.9 КоАП, согласно которой при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 5 части первой статьи 7.2 КоАП (т.е. в случае добровольного возмещения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается взыскание, или в случае совершения правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств), а также при наличии иных обстоятельств, признанных смягчающими, органом, ведущим административный процесс, взыскания за налоговые правонарушения налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в соответствующих статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

 

 

Юридический отдел

ИМНС Республики Беларусь по г.Новополоцку.

Другая информация инспекции >>

 

Интернет-ресурсы