magesС 11 по 19 октября 2010 года ГАИ проводит подготовительный этап специальных мероприятий по предупреждению ДТП с участием пешеходов и велосипедистов.

 

Пешеход – самый массовый участник дорожного движения, согласно требований Правил дорожного движения наделенный правами и обязанностями. Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание навыков безопасного поведения на дорогах. Выполняя одно из основных требования Правил дорожного движения, пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам либо обочинам. Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости обозначенных пешеходных переходов пешеход должен перейти проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспорта. Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда.

 

 За 9 месяцев 2010 года на территории Витебской области произошло 210 дорожно-транспортных происшествий, в которых 40 человек погибло, 177 ранено. 116 – по вине пешеходов. В г.Новополоцке в 15 ДТП пострадало 16 пешеходов, 6 из которых – дети.

В местах, где отсутствуют тротуары или обочины, пешеходы могут двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях, пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств.

 

Особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить пешехода. Многие пешеходы, особенно дети, этого не знают, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. При этом темная одежда поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя. Следует иметь в виду, что во время тумана в светлое время суток свет фар не облегчает водителю распознавание объектов на дороге, а пешеход видит транспортное средство значительно раньше, чем водитель его. Поэтому, согласно п. 17.1 и 17.3 Правил дорожного движения "при движении по краю проезжей части дороги в тёмное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом. При пересечении проезжей части вне пешеходных переходов в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом." Внесенными изменениями в Кодекс об административных правонарушениях штраф для пешеходов предусмотрен от 35 до 175 тысяч рублей.

 

 

За 9 месяцев 210 года на территории Полоцкого региона за различные нарушения ПДД привлечено к административной ответственности более полутора тысяч пешеходов.

Часто водители испытывают затруднения из-за неопределенного поведения пешехода на дороге, когда он выходит на проезжую часть и останавливается, не зная как действовать в возникшей ситуации. Водителю трудно предвидеть, какие действия будут предприняты пешеходом. В таких случаях пешеходу необходимо отойти на безопасное место, сделать знак рукой или предпринять такое действие, которое однозначно было бы понятно водителю приближающегося транспортного средства.

 

Наиболее опасные ситуации возникают при внезапном появлении пешехода на проезжей части дороги из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзор. Поэтому водитель, проезжая мимо стоящих на остановках автобусов, троллейбусов, должен соблюдать следующие меры предосторожности: снизить скорость, по возможности увеличить интервал относительно стоящего транспорта, а при появлении пешехода внимательно наблюдать за его действиями и быть готовым к экстренной остановке транспортного средства.

 

В ряде случаев наезд на пешехода происходит, когда он движется по пешеходному переходу, расположенному на многополосной проезжей части дороги. Подъезжая к пешеходному переходу, водитель должен внимательно наблюдать за поведением пешеходов и водителей других транспортных средств. Если, движущийся впереди по соседней полосе автомобиль затормозил, то возможно, что он останавливается, чтобы пропустить пешехода, поэтому в этой ситуации необходимо притормозить или остановиться, и продолжить дальнейшее движение, убедившись в отсутствии пешеходов.

 

Особую осмотрительность нужно проявлять водителю при встречном разъезде в зоне пешеходного перехода, поскольку пешеход, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом, все внимание уделяет ему и не замечает встречное транспортное средство. Поэтому водителю нужно учитывать, что любое появление пешехода на проезжей части дороги должно стать сигналом опасности совершения ДТП, особенно в условиях скользкого покрытия, когда пешеход не может быстро перейти проезжую часть, а водитель быстро остановить транспортное средство.

 

Большую опасность для водителей на проезжей части представляют дети. Они не всегда осознают опасность, отличаются непоследовательностью действий. Водитель, зная об этом, должен воспринимать появление ребенка на проезжей части или даже у края тротуара, как сигнал тревоги и не пытаться объехать ребенка на проезжей части дороги, так как ребенок может неожиданно изменить направление движения.

 

Велосипедистам напоминаем о необходимости оборудования своего транспорта катафотами белого цвета спереди, красного – сзади, и оранжевого цвета по бокам. В темное время суток рекомендуется одевать светоотражающие жилетки.


Отделение профилактики МО ГАИ
по обслуживанию Полоцкого региона.

 

Интернет-ресурсы