Начало 2015 года ознаменовалось вступлением в силу ряда нормативных правовых актов, регулирующих различные сферы жизнедеятельности. Одним из таких новшеств явился Декрет Президента Республики Беларусь №5 от 15.12.2014 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», который начал действовать с 1 января 2015 года.

 

Данный документ принят в целях повышения эффективности хозяйствования, обеспечения надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышения качества продукции (работ, услуг), совершенствования работы по подбору и расстановке руководящих кадров. Настоящим документом к руководителям организаций независимо от формы собственности предъявляется повышенный спрос за надлежащее обеспечение производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, содержания производственных зданий, оборудования и приспособлений в соответствии с установленными требованиями, надлежащих условий труда работников.

 

Ни для кого не секрет, что ранее на многих предприятиях существовала порочная практика, когда с работником, совершившим виновное деяние (к примеру, появление на работе в состоянии алкогольного опьянения), трудовые отношения расторгались не по причине совершения указанных действий, а по соглашению сторон в порядке ст.37 Трудового кодекса Республики Беларусь. В дальнейшем такой горе-работник, будучи уверенным в безнаказанности за свои действия, трудоустраивался в другую организацию и продолжал приходить на работу в состоянии алкогольного опьянения, пренебрегать нормами охраны труда, тем самым создавая условия для производственного травматизма на предприятии. С принятием же Декрета руководитель организации несет персональную ответственность за сокрытие (подмену) основания увольнения работника при наличии основания для его увольнения за совершение виновных действий. В случае выявления подобных фактов уже сам руководитель в обязательном порядке подвергается дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

 

Одновременно с ужесточением требований к руководителям им предоставляется и ряд дополнительных полномочий для обеспечения реализации возложенных на них функций. Так, руководитель организации имеет право в соответствии с локальными нормативными правовыми актами, а также решением собственника имущества организации:

 

- устанавливать работникам, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, дополнительные выплаты стимулирующего характера без ограничения их размера за счет прибыли, средств от приносящей доходы деятельности, остающихся в распоряжении организации после уплаты обязательных платежей в бюджет;

 

- изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней;

 

- применять к работникам, нарушившим производственно-технологическую, исполнительскую или трудовую дисциплину, в качестве меры дисциплинарного взыскания лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев;

 

- незамедлительно отстранять работника от работы при выявлении допущенных им нарушений производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекших или способных повлечь причинение организации ущерба;

 

- расторгать трудовой договор (контракт) с работником, допустившим нарушение производственно-технологической, исполнительской или трудовой дисциплины, повлекшее причинение организации ущерба в размере, превышающем три начисленные среднемесячные заработные платы;

 

- удерживать из заработной платы работника по распоряжению нанимателя ущерб, причиненный нанимателю по вине работника, в размере до трех его среднемесячных заработных плат.

 


Декретом также введено понятие дискредитирующих обстоятельств увольнения. Так, в соответствии с п.6 Декрета трудовые договоры (контракты) до истечения срока их действия могут быть расторгнуты нанимателем по основаниям, признаваемым дискредитирующими обстоятельствами увольнения, к которым в том числе относятся:

 

- неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание;

 

- однократное грубое нарушение работником своих трудовых обязанностей: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

 

- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;

 

- совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания;

 

- нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников;

 

- совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя;

 

- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

 

- причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда;

 

- сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения;

 

- нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий;

 

- неоднократное (два раза и более в течение шести месяцев) нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также ряд других оснований.

 

Принципиальным новшеством является то, что назначение лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения осуществляется только при условии согласования этого назначения с председателем районного (городского) исполнительного комитета, на территории которого расположена данная организация либо ее соответствующее структурное подразделение. Согласование назначения осуществляется на основании мотивированного ходатайства организации и прилагаемых к нему характеристик с предыдущих мест работы за последние пять лет.

 

Нарушение же предусмотренного Декретом порядка назначения на должность, выдача кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик влекут привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей.

 

Предполагается, что данный порядок назначения работников на руководящие должности повысит личную ответственность таких лиц за результаты своей деятельности, поскольку в случае увольнения с должности по дискредитирующим основаниям такое лицо в ближайшие пять лет уже не сможет претендовать на занятие соответствующих должностей ни в одной организации, как государственной, так и частной, и практика «пересаживания» проштрафившихся руководителей с одной должности на другую изживет себя.

 

Таким образом, принятие Декрета Президента Республики Беларусь №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» является своевременной и действенной мерой, адекватной внешним и внутренним вызовам современности. Практика применения данного документа должна благотворно отразиться на показателях экономической эффективности деятельности как отдельно взятого предприятия, организации, так и экономики государства в целом, поспособствовать снижению уровня производственного травматизма, повышению качества принимаемых управленческих решений.

 

 

 

Прокуратура г.Новополоцка

Интернет-ресурсы