В НОВОПОЛОЦКЕ ПРИСТУПИЛИ К РАБОТЕ ПО СОЗДАНИЮ СХЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

Депутаты городского Совета на 4-й сессии рассмотрели План мероприятий по созданию такой схемы, которая должна стать не просто ответом городских властей на тенденции настоящего дня, а постоянным элементом городской среды для передвижения на велосипедах и подобных ему экологичных видах транспорта. Создание схемы велосипедного движения, и ожидаемая в этой связи переориентация части горожан на альтернативные от личного автотранспорта средства передвижения, станут проявлением дружественного отношения современных жителей Новополоцка к природной среде.

 

Фото Виталия ШарстукаЗаседание сессии проходило в расширенном составе с участием руководителей подразделений горисполкома, предприятий, общественных организаций Новополоцка, а также при участии председателя городского исполнительного комитета Натальи Кочановой и представителей Республиканского общественного объединения «Белорусский союз транспортников».

 

В 2010 году Новополоцк принял на себя обязательство развиваться и повышать уровень жизни в городе, снижая нагрузку на окружающую среду, тем самым максимально сохраняя природные условия для будущих поколений. Это обязательство выразилось в разработке городской стратегии устойчивого развития (УР) «Местная повестка-21». Работа по этой стратегии осуществляется путем реализации конкретных практик, одной из которых и является устойчивая мобильность. В свою очередь в Новополоцке при поддержке экспертов ПРООН и при непосредственном участии специалистов Белорусского союза транспортников была разработана «Концепция устойчивой мобильности». Поскольку одним из самых доступных для всех групп населения и популярных безмоторных средств передвижения является велосипед, то важнейшее значение в реализации городской Концепции устойчивой мобильности (УМ) придается устройству эффективной велодорожной сети, обеспечивающей значительному числу горожан доступ к работе, к месту обучения, к товарам и услугам, к друзьям и семье без использования агрессивного по воздействию на окружающую среду автомобильного транспорта.

 

Информацию о велосипедном движении в Новополоцке, его перспективы, данные о текущем состоянии велоинфраструктуры и, собственно, План мероприятий по созданию схемы велосипедного движения в Новополоцке до 2018 года участникам сессии представил первый заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Дмитрий Демидов. Он отметил, что велосипед имеет множество преимуществ в контексте жизни в городах и поселках. У этого вида транспорта нет вредных выбросов, он не создает раздражающий шум, представляет меньшую опасность, чем автомобильный транспорт. Развитие велотранспорта снижает зависимость общества от нефти, а сочетание с междугородним общественным транспортом делает его оптимальным способом решения проблем транспортной мобильности населения. Дмитрий Демидов привел и конкретные аргументы в поддержку инвестирования в развитие велосипедной инфраструктуры. Например, 1кв метр велодорожки в 20 раз дешевле 1кв метра автодороги, а расходы на эксплуатацию 1км автодороги в расчете на одного пассажира в общественном транспорте в 20 раз превосходят расходы на 1 км велодорожки при проезде одного велосипедиста. И не только. Конечно, на то, чтобы достичь целей политики устойчивой мобильности, требуется время. Однако, опыт многих стран свидетельствует о том, что культуру и поведение людей в этом аспекте можно изменить, а согласованность передвижений автомобилистов и велосипедистов приводит к повышению дорожной безопасности.

 

Что касается самого Плана мероприятий по созданию схемы велосипедного движения в Новополоцке, здесь первый зам.председателя городского исполнительного комитета, который также является депутатом, озвучил его основную цель, которой является развитие велодвижения и велоинфраструктуры как необходимого элемента градостроительной политики, ориентированной на создание комфортной среды обитания новополочан. И познакомил участников сессии с основными положениями плана. Документ предусматривает разработку в Схеме развития городского пассажирского транспорта и магистрально-уличной сети города раздела по организации велосипедного движения и развития велодорожек в Новополоцке. Наряду с этим подразумевается развитие соответствующей инфраструктуры с устройством велосипедных парковок у объектов промышленности, торговли, спорта, здравоохранения, образования и административных зданий за счет средств собственников.

 

В поддержку деятельности по совершенствованию велодвижения высказались и сотрудники Госавтоинспекции. По их мнению, формирование культуры велосипедного движения и устройство инфраструктуры для его участников стоит начать с установления диалога с велосипедистами и, возможно, анкетирования.

 

При рассмотрении Плана мероприятий по созданию схемы велосипедного движения в Новополоцке слово предоставили и представителям общественного объединения «Белорусский союз транспортников». Те дали высокую оценку проводимой властями Новополоцка работе по внедрению в жизнеустройство города принципов устойчивой мобильности. Чуть позже с самой Концепцией устойчивой мобильности депутатов и руководителей городских предприятий и служб познакомила первый заместитель председателя правления Белорусского союза транспортников Валентина Леончик. Название Концепции УМ для Новополоцка звучит так: «Сделаем город удобным для жизни!». Основные ее задачи заключаются в том, чтобы сделать среду города более чистой, удобной для передвижения всех групп населения (в т.ч. инвалидов, пенсионеров и других маломобильных категорий) и для различных видов транспорта, альтернативных автомобильному. А кроме этого, добиться того, чтобы в городской среде Новополоцка появились зоны с минимальным присутствием автомобильного движения и рационально управлять парковками. Это очень актуально для города нефтехимиков, о чем позже сказала Наталья Кочанова, так как на устройство достаточного количества автопарковок в Новополоцке просто не хватает земли. По убеждению Валентины Леончик, достижение описанных задач возможно.

 

В сентябре 2013 года в Новополоцке успешно прошла Европейская неделя мобильности, после чего присоединиться к движению выразили желание и другие города Беларуси. В итоге заместитель председателя правления Белорусского союза транспортников Валентина Леончик заметила: «Мы считаем, что город, удобный для жизни, – это город с устойчивой мобильностью».

 

Прежде чем приступить к голосованию, глава депутатского корпуса Новополоцка Вячеслав Дурнов предоставил возможность депутатам высказать свои взгляды или задать вопросы разработчикам Плана мероприятий по созданию в городе схемы велосипедного движения. Этой возможностью воспользовались председатель исполнительного комитета Наталя Кочанова и депутат Сергей Алтухов. Они отметили необходимость конкретизации мероприятий плана, который должен представлять собой четкий перечень согласованных действий всех субъектов – от исполнительной власти до общественной организации велосипедного движения.

 

В итоге депутаты одобрили представленный План мероприятий по созданию схемы велосипедного движения в Новополоцке до 2018 года, условившись о том, что он будет доработан с учетом прозвучавших замечаний.

 

 

Екатерина МАТВЕЕВА, "НС"
Фото Виталия Шарстука

Интернет-ресурсы