ТРИ ВЗГЛЯДА НА ОДНУ ПРОБЛЕМУ
ДВОРОВОГО МАСШТАБА?

 

1. ЖИЛЬЦЫ: МАШИНЫ "ГАЗУЮТ" ПО ГАЗОНАМ

 

ФотоКак вы относитесь к тому, что дворы превратились в стоянки для автомобилей? Мешает ли вам припаркованный транспорт, если "да", то почему? Что, на ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию? На эти вопросы отвечают горожане.

 

Ирина Боровая, учитель начальных классов:

Более двадцати лет назад, когда наши дети были маленькими, я и мои соседи с удовольствием гуляли во дворе. Машин тогда было немного, и они не доставляли столько проблем, как сейчас. Сегодня ситуация изменилась. Двор превратился в стоянку для личного автотранспорта. Ребенок выходит из песочницы, а рядом с ним разворачивается машина, причем делает это на большой скорости. Добавьте сюда неприятные ощущения от выхлопных газов, разбитое колесами асфальтовое покрытие, тревогу за малышей, которые пугаются шума работающего двигателя или внезапно включившейся сигнализации. Комфорта от такой прогулки мало. Что делать? Чем заинтересовать пятилетнюю Катю? Начинаем с внучкой считать машины. В доме №142 пять подъездов. А сколько возле них стоит машин? Вместе насчитываем тридцать одну. Потом переходим к их цветовой гамме: столько-то белых, столько-то синих. Одна из машин выезжает со стоянки. В какую сторону повернула? Катя говорит: направо или налево. Так мы готовимся к школе, учимся считать, изучаем количественные и порядковые числительные. Конечно, все это было бы здорово, если бы не было так грустно. Все-таки двор нельзя перегружать стоянками для автомобилей.

 

Владимир Мозго, строитель:

Стоянки машин во дворах – это "головная боль" для жильцов. Взять, к примеру, дом №11 по улице Калинина. Загляните во двор этого дома после шести вечера. Картина удручающая: все пространство занято автомобилями. Я насчитал более сорока машин. С одной стороны, это говорит о благосостоянии новополочан. А с другой – вызывает неприятные чувства: все-таки все мы должны жить по правилам. И если двор не предназначен для длительной парковки автомобилей, то и ставить их здесь нельзя. В конце концов, есть гаражи, есть платные стоянки. Во что превратили двор автомобилисты? Дорога вся разбита, бордюры поломаны, в воздухе – запах бензина, солярки. Детям играть негде, потому что двор становится опасным местом для прогулок. Эту проблему нужно решать, потому что это не единичный факт, а закономерность. Зайдите в любой двор – картина в каждом из них примерно одинакова. А случись что-нибудь экстремальное, так из-за беспорядочно стоящего транспорта и "скорая помощь" может опоздать, и спасатели вовремя не доедут. Что делать? Взяться за решение этой проблемы сообща, всем службам, заинтересованным в том, чтобы каждый новополочанин чувствовал себя в городе комфортно.

 

Светлана Лечицкая, пенсионерка:

Я живу на первом этаже дома №123 по улице Молодежной. Автомобилей возле подъездов, конечно, много. Однако мне они абсолютно не мешают. Даже наоборот: я понимаю водителей, которые ставят свои машины под окнами. Во-первых, ранним утром всем нужно на работу. А если машина стоит в гараже, за ней нужно ехать на автобусе. В час "пик" это быстро не получится, значит, теряется время. Когда ко мне приезжает дочка из Витебска, она тоже ставит свою машину возле нашего подъезда. В вопросах парковки машин, конечно, есть много нюансов. Сейчас назрела необходимость в оборудовании стоянок таким образом, чтобы они не создавали проблем жильцам. Тогда и претензий к автомобилистам будет гораздо меньше. Но главное, чтобы все водители соблюдали правила дорожного движения.


2. ВОДИТЕЛИ: ДВОР НУЖНО "ПЕРЕКРОИТЬ"

 

ФотоГде вы ставите свою машину? Случались ли инциденты во время въезда-выезда со двора и как, на ваш взгляд, решить проблему внутридворовой парковки? Эти вопросы мы задали новополочанам, которые относятся к категории водителей личного транспорта.

 

Михаил Суховило, инженер:

Любой автовладелец скажет, что лучшее место для машины – рядом с домом. Однако, когда строился наш город, ни проектировщики, ни строители не предусмотрели достаточное количество необходимых для стоянок транспорта мест. Конечно, много лет назад, наверное, невозможно было предвидеть, что количество личных автомобилей столь стремительно увеличится. Значит, сегодня нужно исправлять ситуацию. Я считаю, что те дворы, которые были спланированы нерационально, следует перекроить и оборудовать специальные места для транспорта. Может, придется где-то пожертвовать бордюром или газоном, может, даже целесообразно будет "потеснить" детскую площадку. В нашем дворе расположена одиннадцатая школа с большим двором. Может, целесообразно в ночное время, например, с 23.00 до 6 утра использовать какую-то часть этой территории для парковки машин? А еще лучше, если рядом с домом найдется площадка, которая пустует, и там будет сделана стоянка. Свой вклад в это могут внести и автовладельцы, перечислив на ее строительство какую-то сумму денег. В любом случае, проблема существует, и ее надо решать так, чтобы людям было удобно. Я имею в виду и водителей, и пешеходов, и спецтранспорт. Хорошо бы обратить внимание на опыт наших соседей – России, Прибалтики, там эти вопросы решаются положительно, имеет смысл поинтересоваться, как с этими проблемами справляются в Европе.

 

Далеко не все автовладельцы пользуются услугами платных парковок: для одних далеко от дома, для других – дорого. В Витебске, например, парковка стоит гораздо дешевле. Конечно, ставить машину возле подъезда тоже весьма проблематично. Во-первых, если задержался на работе, в нашем дворе (дом №153 по улице Молодежной) трудно найти свободное место, во-вторых, небезопасно: у меня, например, дважды колеса прокалывали. Я понимаю, что все вопросы, касающиеся стоянки личного транспорта, невозможно решить сразу, но начинать нужно уже сегодня.

 

Владимир Нестерович, предприниматель:

Я не ставлю автомобиль возле подъезда по трем причинам. Во-первых, потому что знаю: из-за моей машины могут возникнуть проблемы с проездом специального транспорта. Во-вторых, не люблю тесноты во дворе. Бывает, только тронулся с места, а в это время по двору еще кто-то маневрирует, оба останавливаемся, разминуться не можем, смотрим друг на друга: кто же уступит? В-третьих, бросать машину "на авось" во дворе опасно: есть люди, которые и угнать ее могут, и повредить не постесняются. Считаю, если человек нашел деньги на покупку машины, он вполне может оплатить услуги платной стоянки. Я пользуюсь именно этим безопасным способом. Как разгрузить дворы? Нужно, чтобы парковка автомобилей на стоянках была более доступной по цене. А еще лучше, иметь в городе больше бесплатных парковок, где можно на ночь оставлять свой автомобиль. Мой сосед, например, тоже не рискует оставлять машину во дворе: он ставит ее в гараж. Но он не ездит на автомобиле на работу. А для тех, кому постоянно приходится пользоваться личным транспортом, это не очень удобно.

 

Наталья Крылова, банковский работник:

Свою машину ставлю во дворе. Ближайшая к дому №163 по ул.Молодежной стоянка находится в районе завода "Измеритель" – это далековато. Есть еще одна платная стоянка, которую можно было бы использовать, но при неблагоприятных погодных условиях оттуда бывает сложно выйти: нужно надевать резиновые сапоги. Кроме того, многих не устраивает высокая стоимость парковки. Это основные причины, из-за которых люди не спешат на платную стоянку. Во дворах, конечно, существуют проблемы и для водителей, и для пешеходов, и для спецтранспорта. Случается, что владельцы машин из-за недостатка места ставят свои автомобили на тротуар или газон. Бывают ситуации, когда, выезжая, одна машина задевает другую, царапает кузов. Чтобы снять эту проблему и "разгрузить" дворы, нужно больше платных стоянок, работающих по невысоким ценам. Я бы не ставила свою машину во дворе, если бы, например, была введена в строй автостоянка, которая строится в районе четвертой поликлиники – под мостом на улице Молодежной.

 

3. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА: ВО ДВОРЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРЯДОК

 

Фото"Тема двора является одной из главных на встречах представителей органов власти с горожанами, – открывая дискуссию "за круглым столом" сказал заместитель председателя горисполкома по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Альберт Шакель. – Она поднимается во время личных приемов горожан, находит отражение в их письмах и обращениях в исполком и другие инстанции. Проблема назрела, и ее пора решать" .


В том, что проблему надо решать, были единодушны и другие участники "круглого стола": представители коммунальной службы, горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды, городского отдела МЧС, Госавтоинспекции, отдела архитектуры горисполкома, а также журналисты городских средств массовой информации.


В Новополоцке 36 тысяч квартир, автомобильный парк горожан составляет более 28 тысяч машин. В городе 17 платных парковок, около 14 тысяч мест постоянного хранения транспорта. Однако оборудованные площади не используются на сто процентов, гаражи пустуют. Автовладельцы предпочитают оставлять машины возле своих подъездов. Вся дворовая территория попадает под власть техники. Часто на аккуратно спланированных газонах и клумбах вместо зелени и цветов "растут" разноцветные авто. "Незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, газонов влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, – констатирует директор КУП "ЖРЭО" Виктор Исаков. – Индивидуальные предприниматели за это могут быть оштрафованы на сумму от 10 до 200 базовых величин, а юридические лица – от 20 до 300 базовых величин. Наши работники только в этом году составили более сорока протоколов об административных правонарушениях".


Хаотичная парковка машин создает проблемы для "скорой помощи" и спасателей, для коммунального транспорта и просто для человека. Количество личного автотранспорта выросло в десятки раз, устройство парковок крайне необходимо. По сведениям ЖЭУ, это необходимо сделать в 370 дворах по всему жилому фонду Новополоцка, что возможно при реконструкции дворов либо микрорайонов с выделением инвестиций из бюджета.


"Конечно, решить эту проблему быстро не представляется возможным, – сказал Виктор Исаков. – Оборудование одной упрощенной шестиместной парковки, например, такой, как на Молодежной, 12, стоит 5,5 миллиона рублей. А здесь их две. Еще три парковки (Коласа,56, 76, Молодежная, 135) – это сорок четыре миллиона рублей. На этот год запланировано строительство семи упрощенных парковок. На 2009-й и 2010-й – тоже по семь".


О необходимости решения экологических вопросов говорил начальник Новополоцкой горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Куксенок. 17 марта эта организация направила обязательные предписания в ЖКХ Боровухи, КУП ЖРЭО и восемь городских ЖЭУ. В них идет речь о том, что нужно привести в порядок газоны, не допускать на них парковки машин, а также содержится напоминание: работники жилищно-коммунальных организаций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за незаконное уничтожение либо повреждение газонов или цветников. "Автомобиль – источник повышенной опасности, и владелец машины обязан соблюдать правила и нормы закона, – сказал Владимир Куксенок. – Машины не должны вытеснять человека со двора. Граждане имеют право на чистую окружающую среду. Двор – это место отдыха горожан, среди которых много пожилых людей, детей. Это нужно учитывать. По этой теме мы сказали только букву "А", а нужно проговорить весь алфавит и не возвращаться к этому вопросу".


Участники "круглого стола" говорили также о том, что среди владельцев автомобилей нужно вести разъяснительную работу по соблюдению правил парковки. Автовладельцы должны понять, что создают проблемы не только соседям, но и себе. Как сказала начальник отдела идеологической работы горисполкома Светлана Туронок, мы на весы кладем удобства и здоровье. И главным здесь, конечно, является здоровье. Прежде всего, мы должны заботиться о человеке, не забывая при этом, что и комфорт тоже нужно создавать для него".


Подводя итоги разговора за "круглым столом", заместитель председателя горисполкома Альберт Шакель подчеркнул, что забота о состоянии собственного двора и города в целом – это задача каждого новополочанина. Все пожелания будут учтены и по возможности реализованы. На это нацелена и городская программа "Двор". А должностные лица обязаны помочь горожанам навести порядок возле их домов.
Думаю, что с этими словами нельзя не согласиться.

 

* * *

НАРУШИТЕЛЯ ЖДЕТ ШТРАФ

 

Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение правил стоянки автомобилей? В каких случаях владельцы машин подвергаются штрафу за неправильную парковку? На этот вопрос отвечает ВрИОД начальника ГАИ Сергей Миненок.

 

Фото– В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях за пренебрежение правилами остановки и стоянки предусмотрена ответственность в виде штрафа до 0,5 базовой величины. В компетенцию Госавтоинспекции входит привлечение к административной ответственности владельцев транспортных средств, которые, пренебрегая правилами дорожного движения, создают неудобства для людей и спецтранспорта. Наши сотрудники делают это, если автомобиль, например, стоит на тротуаре, кроме специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком "Место стоянки". Нельзя оставлять машину на газонах и других участках с зелеными насаждениями, на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке. Штрафу также подвергаются водители, оставившие автомобиль в таком месте, где его транспортное средство создает препятствия для движения машин оперативного назначения и дорожно-коммунальных служб. Имеются в виду въезды во дворы и выезды из них, проезды в арках, места размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и др. Кроме того, водители не должны забывать, что остановка на время более 5 минут и стоянка транспортного средства должна осуществляться с неработающим двигателем.

 

* * *


АВТОМОБИЛЬ – НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ


В прошлом году в Новополоцке совершено 18 краж автотранспорта. Раскрыто – 8. Из 4 угонов машин раскрыто 2. Зарегистрировано 98 краж из автомобилей. Раскрыта 41. Печальная статистика имеет место и в текущем году. Эту тему мы обсуждаем с начальником штаба горотдела внутренних дел майором милиции Юрием Пенязем.

 

Фото– Кражи из машин продолжают оставаться острой проблемой для сотрудников милиции. Раскрывать такие преступления сложно. В этой связи автовладельцам нужно предпринять меры, чтобы снизить интерес угонщиков и воров к своему транспортному средству.
Есть несколько правил, хорошо известных каждому автомобилисту, однако далеко не все стремятся к их соблюдению, надеясь, что экстремальная ситуация с ними не случится. Широко распространенный способ парковки машин во дворах – это настоящая приманка для тех, кто занимается нечестными делами. Как показывает практика, почти все "пострадавшие" автомобили были оставлены владельцами на произвол судьбы. Точнее, они стояли на неохраняемых стоянках либо во дворах, либо у магазинов, либо рядом с офисами. Чаще всего злоумышленники действуют в вечернее и ночное время. Автовладельцам, которые рискуют оставлять машину в неустановленных для этого местах, нужно помнить, что парковать ее нужно на хорошо освещенной территории. Немаловажный вопрос – сигнализация. Она должна быть надежной. Не помешает дополнить электронную охранную систему механической блокировкой, добавить к этому еще какие-то нюансы, которые известны только хозяину машины. Рассказывать знакомым, как устроена охранная система вашего авто, не следует, как и делиться своими секретами защиты машины от злоумышленников.
За три месяца этого года в Новополоцке совершено 17, раскрыто 6 краж из автомобилей. Как правило, "пользуются спросом" автомагнитолы, аккумуляторы, колеса. На минуту выйдя из машины, владелец авто может остаться без документов, водительского удостоверения, техпаспорта,  барсетки, которые находились в салоне. Остерегайтесь оставлять ключи в замке зажигания. Короче говоря, берегите свой автомобиль.

 

* * *

 

ПРАВИЛА ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ


На основании Указа Президента "Об упорядочении работы автомобильных стоянок и автомобильных парковок" Совмин утвердил "Правила организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими". Постановление вступило в силу с 1 января прошлого года. Некоторые его пункты в произвольном изложении мы предлагаем вашему вниманию.

 

Я – ВЛАДЕЛЕЦ СТОЯНКИ


Владелец автомобильной стоянки обязан обеспечивать хранение транспортных средств; осуществлять пропускной режим, не допускать проникновения посторонних лиц на автомобильную стоянку, контролировать въезд и выезд машин при предъявлении пропуска (квитанции).

 

Автомобильную стоянку нужно содержать в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, производить осмотр и уборку территории и прилегающей к ней территории на расстоянии пяти метров от ограждения с наружной стороны, если решением местных исполнительных и распорядительных органов не предусмотрено иное, а в зимний период – своевременную очистку от снега и наледи проездов и мест стоянки, а также тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, соединяющих автомобильную стоянку с улично-дорожной сетью, для обеспечения беспрепятственного движения транспортных средств и пешеходов.

 

Нужно также своевременно производить ремонт дорожного покрытия автомобильной стоянки согласно требованиям технических нормативных правовых актов; обеспечивать соблюдение установленных правил противопожарной и электробезопасности, техники безопасности работниками этой стоянки и владельцами транспортных средств.

 

Владелец автомобильной стоянки отвечает за утрату или повреждение транспортного средства, принятого на хранение, если не докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы либо из-за свойств транспортного средства, о которых он не знал и не должен был знать. Либо такое произошло в результате умысла или грубой неосторожности владельца транспортного средства (хранение в машине легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и предметов, неисправное электрооборудование, течь горюче-смазочных материалов, разогрев двигателя открытым огнем и другое).

 

Убытки, причиненные владельцу транспортного средства, возмещаются в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, если договором не предусмотрено иное.

 

Владелец автомобильной стоянки не несет ответственности за сохранность топлива в баке транспортного средства в случае, если его количество не предъявлялось контролеру и если бак не оборудован запорными устройствами; за сохранность стекол транспортного средства, если они выполнены из материала типа "сталинит" или аналогичного, способного к саморазрушению.

 

Я – ВЛАДЕЛЕЦ АВТО


Владелец транспортного средства имеет право на: ознакомление с режимом работы автостоянки; постановку машины при оформлении в установленном порядке необходимых документов. Он вправе требовать возмещение в соответствии с законодательством убытков, нанесенных на ее территории владельцами машин, гражданами или владельцем автостоянки.


Владелец транспортного средства, хранящегося на автомобильной стоянке, обязан: соблюдать режим работы автомобильной стоянки и действующие правила. Нужно предъявлять транспортное средство контролеру для внешнего осмотра при каждой постановке его на автомобильную стоянку; ставить транспортное средство на место, указанное в пропуске (квитанции) или контролером; не передавать пропуск или квитанцию другим лицам; своевременно вносить плату за оказание услуг; соблюдать правила техники безопасности, противопожарной безопасности, дорожного движения и требования иных технических нормативных правовых актов по вопросам, связанным с эксплуатацией автомобильного транспорта и автомобильных стоянок. Он также несет материальную ответственность за причиненный ущерб перед владельцем поврежденного транспортного средства или владельцем автомобильной стоянки в установленном законодательством порядке в случае причинения повреждения другим транспортным средствам, оборудованию или сооружениям.


Владельцам транспортных средств на территории автомобильной стоянки запрещается: ставить машину на места, не указанные в пропуске (квитанции) или контролером. Нельзя производить ремонт транспортного средства, его смазку, окраску, заправку и слив бензина, масла, воды, разогрев двигателя открытым огнем; размещать транспортные средства, имеющие течь горюче-смазочных материалов; устанавливать каркасы и другие сооружения для укрытия транспортных средств. Запрещено также находиться на территории автомобильной стоянки после постановки транспортного средства.

 

 

Интернет-ресурсы