На снимке: велогараж по ул.Василевцы.
В Новополоцке практически завершена установка велогаражей. Их появление стало возможным благодаря проекту «Зеленые города», который финансируется Глобальным экологическим фондом и реализуется Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. О том, кто и как сможет пользоваться новыми объектами велосипедной инфраструктуры, «НС» поговорила с начальником отдела ЖКХ горисполкома Сергеем ШАМРИЛО и экспертом проекта по устойчивой городской мобильности Павлом АСТАПЕНЕЙ.
Всего будет установлено 5 велогаражей, прокомментировал Сергей Шамрило. Места их размещения определялись по результатам заявок, полученных от организаций, которые готовы взять на себя ответственность за содержание новых объектов. Так, за гаражи возле общежитий по Блохина, 25а и Армейской, 40 отвечает Новополоцкое КУП «ЖРЭО». За сохранность остальных трех, расположенных возле домов по ул.Я.Коласа, 96, ул.Василевцы, 18 и ул.Молодежной, 186, корп. 3-4, отвечают ЖСПК.
Оставить свой велосипед на временное хранение смогут новополочане, проживающие по указанным адресам. Причем абсолютно бесплатно. Запираться объект будет на ключ, который веловладельцу, решившему воспользоваться услугой, предоставит заведующий общежитием либо председатель жилищного кооператива. Видеонаблюдение будет производиться с помощью камер, установленных на зданиях по соседству.
А вот у Павла Астапени несколько иной взгляд на организацию эксплуатации гаражей. По его мнению, тот, кто будет ими пользоваться, должен вносить плату, пусть даже символическую. Ведь объект недостаточно установить, его надо содержать. Это и видеонаблюдение, и минимальная уборка. Например, в Минске бесплатные велогаражи через несколько месяцев превратились в площадки по сбору мусора. Совсем иная ситуация наблюдается там, где за место платят. Так, в столичном микрорайоне «Зеленый бор» услуга по использованию гаража централизованно включается в жировки. Есть примеры того, как с жителями заключаются договора на хранение, плата составляет 7-8 рублей в месяц. «Велосипед под замком, у хозяина есть ключ, и это все достаточно успешно функционирует», – подчеркнул Павел.
Размеры четырех гаражей в Новополоцке составляют 4,5х6 м, одного – 8,5х2,8 м. Каждый рассчитан на 20 велосипедов, хотя есть возможность вместить еще как минимум 5. А что, если в гаражах не хватит места? «Я был бы рад, если бы такое произошло, – с улыбкой ответил Павел Астапеня. – Но сейчас это предсказать сложно. Поэтому мы и внедряем «пилотные» проекты, чтобы убедиться в эффективности того или иного решения, а потом тиражировать позитивный опыт».
Кстати, в ближайшее время в Новополоцке может заметно увеличиться количество полос для движения велосипедистов – их выполнят по аналогии с той, которая уже есть на улице Молодежной. С такой инициативой вышла команда проекта «Зеленые города». Данное предложение сейчас находится на рассмотрении в ГАИ. Если предложение одобрят, новые полосы для велодвижения появятся по следующим адресам:
- ул. Молодежная – от ул. Василевцы до ул. Полевой (нечетная сторона);
- ул. Василевцы;
- Заводской проезд – от ул. Молодежной до ул. Якуба Коласа;
- ул. Дружбы – от ул. Молодежной до ул. Комсомольской;
- ул. Калинина;
- ул. Юбилейная;
- ул. Кирова;
- ул. Ктаторова – от ул. Парковой до ул. Слободской.
Анна ОБОДОВА, "Новополоцк сегодня" №33 (3140) 24 апреля 2020 года