Новости города

19.12.2024

В рамках избирательной кампании 2025 года по выборам Президента Республики Беларусь адвокатами юридической консультации города Новополоцка дважды в месяц осуществляется бесплатный прием граждан по вопросам разъяснения избирательного права.

19.12.2024

23 декабря 2024 года руководство Новополоцкого городского исполнительного комитета проведет выездные приемы в ЖЭСах Новополоцка: в ЖЭС-2 (ул. Молодежная, 12, тел. 58-86-50) – председатель Новополоцкого горисполкома Бурмистров Игорь Павлович;

19.12.2024

С 1 января 2025 года вступает с силу Указ Президента № 403 от 30 октября 2024 г., которым продлевается срок действия программы семейного капитала еще на 5 лет: с 1 января 2025 года по 31 декабря 2029 года.

18.12.2024

Новополоцк присоединился к масштабному патриотическому марафону «За Беларусь единую!». Культурно-общественная акция объединила жителей Новополоцка всех возрастов и профессий в городском Центре культуры.

18.12.2024

В четверг, 19 декабря, в 17.30 стартует новогодний автопарад, флешмоб Дедов Морозов на автобусных остановках «Завод "Измеритель» и «Комсомольская». В 18.00 состоится открытие городской елки. В этот вечер вас также ждут:

18.12.2024

«Мы вместе» символично и по-новополоцки! В рамках ежегодной республиканской акции «Наши дети» на местной ледовой арене развернулся благотворительный хоккейный матч. Его организаторами выступил местный горисполком при поддержке Белорусского детского фонда.

ФотоЛегковых машин на улицах Новополоцка все больше. За рулем и безусые юнцы, и дамы постбальзаковского возраста. Никто из них не отдавал "полцарства за коня", который давно уже не роскошь, а средство передвижения. Средство, доступное большинству населения. На фоне такой моторизации частного быта городской автобус должен был бы казаться анахронизмом, экспонатом технического музея. Ан нет! Его по-прежнему ждут на остановках тысячи горожан: пенсионеры, школьники, студенты >>

ФотоЛегковых машин на улицах Новополоцка все больше. За рулем и безусые юнцы, и дамы постбальзаковского возраста. Никто из них не отдавал "полцарства за коня", который давно уже не роскошь, а средство передвижения. Средство, доступное большинству населения. На фоне такой моторизации частного быта городской автобус должен был бы казаться анахронизмом, экспонатом технического музея. Ан нет! Его по-прежнему ждут на остановках тысячи горожан: пенсионеры, школьники, студенты, люди, чей достаток принуждает их оставаться "безлошадными". В этом доказательство огромной социальной роли, которую продолжают играть в Новополоцке пассажирские перевозки. О них и не только ведут разговор наш корреспондент и директор ОАО "АТП №6" И. Ращинский.

 

– Иван Иванович, цифры красноречивее слов. Давайте начнем с экономики пассажирского извоза.

 

– Пассажирские перевозки – предмет социального патроната. Иначе говоря, дело неприбыльное. Скажем, с января по сентябрь этот вид деятельности принес нам убытки в сумме 677 миллионов рублей. В этот "минус" включены хозрасчетные итоги городских, пригородных и междугородных перевозок.

 

– А разве недавнее повышение стоимости проезда не помогло?

 

– Помогло. Но в корне ситуация не изменилась. Если в августе убытки по городу составили больше 133 миллионов, то в сентябре – 19 с небольшим. Казалось бы, вот она, прибыль, рядом. Однако сентябрь – преддверие отопительного сезона, дальние подступы к зиме. А это пора дополнительных расходов на электроэнергию, тепло.

 

Чтобы работа городского автобуса стала безубыточной, проезд в нем должен стоить 520 рублей, в маршрутах №5 и №10 – 810. Эта калькуляция привязана к нынешним ценам на топливо. Что будет завтра, трудно сказать. Маршрутки тоже не Клондайк. В сентябре они работали с рентабельностью 2,4 процента.

 

– Дотация. Что об этом можно сказать?

 

– Плановая дотация этого года – 1743 миллиона рублей. Годом ранее она превысила 1945 миллионов. Кроме того, в 2006 году мы получили 205 миллионов из бюджета на возмещение налога на недвижимость и социальные выплаты. Суммарное уменьшение бюджетных ассигнований – 407 миллионов рублей. На момент нашего с вами разговора процент дотации в расходах автопарка примерно на 3 процента меньше прошлогоднего и на 3,5 процента меньше того, что получают наши коллеги в Полоцке.

 

– Можно вам посочувствовать. Хотя есть повод и для поздравлений – вы крепче полочан стоите на колесах, так скажем.

 

– В принципе – да. Мы стараемся всячески развивать те виды деятельности, которые окупают издержки. В частности, грузовые перевозки. Вы спросите, что возим? Да практически все, что встречается в товарном обороте региона. Весь хлеб, поставляемый к столу новополочан. Другие продукты питания. Многое из того, что производит "Нафтан". К примеру, битум, дизельное топливо, бензин. Плотно работаем со строителями. Это перевозка асфальта, стекла, труб, гравийных смесей, щебня, песка, пиломатериалов и прочего. Регулярно возим лифты. Само собой, товары народного потребления.

 

– География перевозок и плечо доставки?

 

– Здесь тоже большое разнообразие. Скажем, когда речь идет о продуктах питания, то наши грузовики редко пересекают границы области, еще реже – рубежи страны. У других грузов плечо доставки может быть посущественней. Есть "ходки" в города Украины, в Прибалтику, в европейскую Россию вплоть до Урала.

 

– Сектор непрофильных услуг тоже развиваете?

 

– А как же! С полдюжины позиций наберется. Ремонт и диагностика стороннего транспорта. Медосвидетельствование водителей. Предрейсовый осмотр техники. Плюсуем сюда услуги платных стоянок, прибыль трех магазинов, открытых в Новополоцке, Полоцке и Ушачах... С бору по сосенке, а в итоге почти 1106 миллионов рублей. За 9 месяцев, год еще не закончился.

 

– Иван Иванович, мировая, да и отечественная экономика учит, что прибыль можно наращивать двояко: расширяя объемы производства или сокращая издержки...

 

– Хороший поворот. Я сам хотел об этом сказать... При неизменности объемных показателей на передний план выходит динамика составляющих расхода. Есть вещи, на которые – при всем желании! – мы повлиять не в силах. Яркий пример – стоимость топлива. Нефть бьет ценовые рекорды на мировых биржах. Следом дорожают все виды ГСМ. Процесс, разорительный для транспортников. В цифрах он выглядит так. За 9 месяцев топливо подорожало на 13,5 процента, а проездной тариф – на 4,6. Ножницы в процентах – 8,9, в деньгах – без малого 400 миллионов. Попробуй залатать такую прореху! Но мы пытаемся – за счет модернизации нашего теплового хозяйства в том числе.

 

– Можно было бы об этом поподробнее?

 

– Пожалуйста. Уязвимость автопарка, подчеркну, одного из крупнейших в Беларуси, в его разбросанности. Филиал в Полоцке, филиал в Ушачах. Разброс объектов на базе в Новополоцке. Дело доходило до смешного, если бы это смешное не было грустным. Судите сами! Наш филиал в Ушачах находится в двух километрах от центра городского поселка. И рядом никого. Что это значит в смысле экономики? То, что все потери, связанные с доставкой тепла по 2-километровой трубе, наши. И они были никак не меньше полезной части энергобаланса. И в гигакалориях, и в деньгах. Поэтому в 2005 году мы приобрели 2 водогрейных котла и перевели ушачскую базу на автономный источник тепла. Котлы, к слову, работают на дровах.

 

– Во что вылилась полученная экономия?

 

– Расходы на дрова – по году – укладываются в 2 миллиона рублей. А услуги районной котельной вместе с потерями нам обходились в 60 миллионов. И это по тарифам двухгодичной давности.

 

В Полоцке другая картина. Система отопления здесь изначально была рассчитана на дрова. Но КПД старых котлов остался в середине прошлого века. Мы разработали программу модернизации теплового оборудования. Один котел заменили в прошлом году, другой – в этом. Отдача есть. И она тоже измеряется в миллионах рублей.

 

– А что в самом Новополоцке?

 

– Ахиллесова пята нашей базы, как я уже сказал, в большой разбросанности объектов. Главный производственный корпус и управление в одном месте. Мойка в другом. Спортзал тоже сам по себе... Не база – островной архипелаг, расположенный на 12 гектарах. Раньше все эти "острова" соединялись воздушными теплотрассами. Это потери на каждый погонный метр. Плюс расходы, связанные с постоянными ремонтами старой разводки. Теперь воздушных теплотрасс нет – в металлолом отправили. А все удаленные объекты перевели на автономные системы отопления. Везде стоят котлы, мощность которых подобрана исходя из типа здания, его кубатуры, других характеристик. Топим отходами древесины. Расчеты показывают, что все расходы окупятся максимум за два отопительных сезона.

 

Работать в таком режиме заставила жизнь. Тяжело было, не скрою. Ведь это дополнительная нагрузка на коллектив, главная задача которого – возить людей и грузы. Но отдача радует. Объемы производственной деятельности постоянно растут, а расходы на тепло- и электроэнергию так же неуклонно сокращаются. На 10 процентов ежегодно. Так было в 2005-м, в 2006 годах. Текущий, 2007 год, еще больше убеждает нас в правильности предпринятых шагов.

Конечно, отопление и освещение – разные вещи. Во втором случае не может быть разовых и многомиллионных сумм экономического эффекта. Ставку делаем на энергосберегающую технику. В частности, разработана программа полной замены старых затратных светильников на новые экономичные. В прошлом году модернизированы системы освещения в здании ТЭО-2, шинно-монтажном отделении. Сейчас аналогичная работа проводится в главном производственном корпусе.

 

– Иван Иванович, хотелось бы вернуться к пассажирскому парку, поскольку городской автобус был и остается вашей главной заботой...

 

– В пассажирской колонне 186 автобусов девяти заводов. Из них 38 Икарусов. Но преобладают машины марки МАЗ, их у нас 81. И пропорция постоянно меняется в пользу Минского автозавода. С этим отечественным производителем у нашего коллектива особые отношения. Многие новинки модельного ряда на улицах Новополоцка появляются раньше, чем в других городах Беларуси. С грузовиками та же история. Но и это еще не все. Я уже говорил о непрофильных видах деятельности. Так вот, наш автопарк выполняет функции региональной станции гарантийного обслуживания и ремонта техники МАЗа. То есть мы не только покупаем автобусы и грузовики Минского автозавода, но и способствуем продвижению этого брэнда на отечественном рынке. Минчане, естественно, отвечают взаимностью. Вот посмотрите (показывает резную фигурку зубра, стоящую на столе. – В.Ф.) – это подарок директората МАЗа. Так руководство завода выразило нам свою признательность.

 

О темпах обновления. Ежегодно мы приобретаем 17-19 автобусов. В этом году к нам поступило 12 единиц, в том числе 9 МАЗов разных моделей. Это итог января-сентября. Впереди целый квартал. Отката в темпах обновления подвижного состава не будет. Хотя покупка такой техники – удовольствие дорогое. МАЗ – в зависимости от модели и комплектации – обходится парку в 270-350 миллионов рублей, "Неман" – в 200, "Радимич" – в 100. Выручают средства транспортного сбора. В этом году мы уже получили из областного бюджета около 2746 миллионов рублей.

 

– Иван Иванович, в 2007 году в структуре вашего предприятия появился совершенно замечательный диспетчерский пункт. Он построен в Подкастельцах и является одним из лучших в Беларуси. Подчеркивая это, СМИ, как правило, имеют в виду архитектурные формы здания, сервисный комплекс, удобную площадку разворота и отстоя автобусов... А ведь у АТП-6 есть еще один повод для гордости. Не сегодня-завтра в перечне достоинств нового диспетчерского пункта появится система спутникового слежения за подвижным составом. Об этом можно рассказать?

 

– В рамках Витебской области это пилотный проект. Аналог есть только в Минске. Элементы технического комплекса в наладке. Чего мы ждем от системы спутникового слежения? Оперативности и правды, прежде всего. Ведь как бывает! Звонят нам люди с автобусной остановки: опаздываем на работу! где автобус? безобразие!! Должен быть на линии, отвечаем мы. Но "должен" не значит "есть". Поломался. Уперся в перекрытую дорогу по случаю визита важного гостя или отправки ребятишек в детский лагерь. Остановился, потому что водителю плохо стало... Это жизнь. Всякое может случиться.

 

То есть отвечать-то мы отвечаем, стараемся успокоить людей, а полной уверенности нет. Комплекс эту неуверенность снимает. Потому что на мониторе компьютера, работающего в связке со спутником, с точностью до метра видно, где находится тот или иной автобус. В реальном режиме времени. И если он выбивается из графика по вине водителя, диспетчер его подстегнет. Хотя в техническом плане система спутникового слежения – штука сложная. И на ее освоение потребуется масса сил и средств.

 

– Иван Иванович, под занавес нашей беседы хотелось бы поговорить о людях. Думаю, своим коллективом вы гордитесь больше, чем любой, самой заковыристой техникой. Так?

 

– Вы правы, люди – главное богатство автопарка. На них всегда и везде можно положиться. Я даже не город подразумеваю, где работа транспортников на виду. Давайте возьмем уборочную. Нам по профилю положено подставлять плечо под народный каравай. Так и было – отправили людей на село. Проходит неделя-другая – в ответ благодарственные письма руководителей хозяйств. Суть: огромное спасибо, руки у ваших людей золотые, найдите возможность поощрить.

 

– Нашли?

 

– Да, каждый герой минувшей страды премирован в сумме 200 тысяч рублей. Это водители И.Прохоренок, П.Меницкий, А.Петров, В.Даргель, И.Илькевич, И.Акаченок, слесари Г.Прохоренко, А.Горнов, В.Рудаков, А.Сапунов, электрогазосварщики И.Игнатович, Д.Акаченок, токарь А.Галуза.

 

– Профессиональный праздник тоже не обойдется без приятных сюрпризов?

 

– Конечно. Почетной грамотой РАТУП "Витебскоблавтотранс" награждены Л.Кунько, В.Лисица, В.Лапковский, Н.Мащенко, В.Рудаков. Почетной грамотой Новополоцкого горисполкома – С.Черенко, А.Сапунов, В.Кандыба, Благодарственным письмом мэра поощрены Т.Шолохова, Т.Дедкова, И.Логинов. Еще 30 человек получат Почетную грамоту предприятия. Все без исключения работники, у которых нет нарушений трудовой дисциплины, будут поощрены рублем. Тот, кто отдал автопарку 20 и более лет, вольется в элитный отряд "Ветеранов труда предприятия". Не забыты и пенсионеры – они получат материальную помощь...

 

– И последний вопрос, Иван Иванович. Что бы вы пожелали друзьям и коллегам по случаю праздника?

 

– Хотелось бы сказать вот что. В 90-е годы нам было очень тяжело. От безысходности руки опускались. И сегодня не без проблем. Но все они из категории решаемых. Мы и технику обновляем. И базу ремонтируем. И праздники не всухомятку встречаем. Будем дружно трудиться – еще лучше заживем... А пожелания обычные – здоровья, удачи, успехов в труде, благополучия всем и каждому. И, конечно, света в родном окне! Для нас, автомобилистов, которые могут надолго отлучаться от семьи, это лучший знак. Свет горит – значит, любят, значит, ждут...

 

 

Владимир ФАКЕЕВ.

 

Больше новостей читайте в "Новой газете"!

Интернет-ресурсы